katya_men (katya_men) wrote in ru_happychild,
katya_men
katya_men
ru_happychild

Categories:

Сдаем кровь бескровно

Яна попросила меня написать этот пост, полагая, что он будет полезен интересующимся.

Вообще, я хочу сказать, что аутисты – необычайно обучаемый народ. Любой хороший АВА-терапевт это подтвердит, ибо хороший АВА-терапевт – это самый наблюдательный и самый аналитичный специальный педагог.  Любой родитель, который действует в логике поведенческого подхода, тоже подтвердит. Поэтому я искренне рекомендую решать неразрешимые задачи в этой логике.

Итак, как мы научились сдавать кровь из вены. Тренинг занял не более трех дней. Но сначала надо как следует проанализировать, что именно нужно делать. Нужно тщательно перебрать все факторы, которые могут составлять клубок неприемлемостей для аутиста:

1.      



1.        1. Боль. Вряд ли это серьезный фактор. Боль заключается в мгновенном проколе кожи. Забор безболезненный, ибо в вене нет нервов. То есть задача – обеспечить этот прокол и не испугать ребенка именно на его этапе.

2.      2.  Вид забора крови. Наблюдать за непосредственным проколом неприятно. Может смущать и пугать.

3.      3.  Другие ощущения. Здесь уже больше проблем для аутиста. Во-первых, сам разворот руки – открывание внутренней зоны локтя – может быть для ребенка крайне необычным, ибо в обиходной жизни это положение руки противоестественно. Во-вторых, касание (не укол, а касание, пальпация, поиск вены и тп) может для аутиста быть сверхощутимым. (Напомню, что кожа на внутренней части руки очень тонкая, а свободные окончания нервных волокон находятся в коже, а в эпидермисе нервное волокно уже не имеет миелина (оболочки) , - таким образом, даже чисто анатомически мы видим, что это место чувствительно у всех. У аутистов это может быть просто удар током).  В-третьих, дополнительная сенсорная нагрузка ПОСЛЕ взятия крови – локоть надо перевязать (или заклеить пластырем), то есть окончание забора крови и вынутая игла не означают конца мучений.  

Все это совокупно делают процедуру забора крови у аутиста настоящей пыткой, и нет ничего удивительного, что любой уважающий себя аутист будет избегать этой процедуры с усердием бизона. Как видите, это менее всего поведенческая проблема, и более всего сенсорная. Посему тренинг, скорее, по десенсибилизации, чем по поведению. Но с учетом поведенческой логики, разумеется.

Как можно провести тренинг. (Как делали мы).

1.      1. Начинаем с приучения разворачивать и раскрывать руку. В игре, в ситуации наибольшего доверительного контакта, на стопроцентном позитиве буквально на несколько секунд раскрывать руку. Инструкции могут быть любые, пригодные для вашего контекста. Развернуть ручку и поцеловать в ложбинку. Сказать «Покажи, что у тебя там прячется». Развернуть обе руки и положить на эту «подставку» мячик. Главное, один раз это сделать и закрепит за любой инструкцией. (Мы делали – «Покажи», ибо он вообще хорошо знает это действие). Далее увеличивать количество просьб, довести ее до исполнения вне контекста. (Пришел на кухню с карточкой или словами что-то просить. «Покажи» - развернуть ручку).

2.       2. Когда рука разворачивается легко, и ребенок явно не боится такого положения руки и ее раскрытости, начать аккуратные прикосновения к этой зоне. Начать можно не с касания (легкого поверхностного поглаживания, которое сверхинтенсивно, ибо сигнал идет только по коже), а с растирания (так, чтобы сигнал поступал и в мышцы – такой тип тактильности менее реактивен и травматичен). Затем, когда это не вызывает у ребенка страха и отторжения, вы продолжаете. «Покажи, что у тебя там?» Ребенок раскрывает руку. Вы начинаете пальпацию именно нужного места – подлокотной впадины. Нежно, но глубоко вы давите пальцами на это место. Это выравнивает чувствительность. Этот этап пройден – ребенок разворачивает ручку, открывает ее, позволяет трогать искомую зону.

3.      3. Вводится в поле этой игры коварный предмет. С любого шприца вы снимаете иглу, и начинаете издалека. Без привязки к локтю – какие-то игровые манипуляции. Шприц со своим поршнем очень привлекателен. Набираете под краном в него воды и даете вытолкнуть ее, например. (Есть дети, которые приучены к шприцам уже, мы из шприца закапываем определенные белки в нос давно, Платон этот предмет знает. Но есть дети, которые, напротив, шприцов боятся. Если вы убираете иглу, шприц с точки зрения аутиста сильно видоизменяется. Если же страх сильный, то начните просто безигольный шприц как бы нечаянно бросать рядом с зоной его игр, того, что он считает совсем для себя безопасным. Предмет должен «намозолить глаза» в своем неагрессиновном, внефункциональным виде, как бы потерять свой угрожающий смысл, стать привычным – в коробку с фломастерами вдруг попал, в стакан с зубными принадлежностями, валяется среди столовых приборов, - это ваша фантазия подскажет). Довольно быстро в глазах ребенка этот предмет будет реабилитирован и из «орудия пыток» превратится в рутинный предмет.

4.      4. Далее вы действуете в логике соединения двух результатов (смотрите сами внимательно, какую вам держать скорость, не форсируйте. Это на словах так долго все выглядит. На самом деле, вся эта цепочка - дело нескольких дней. Главное, быть последовательным). Мы довольно быстро соединили шприц и развернутую ручку. Сперва я просто положила шприц на ложбинку. И быстро убрала. (Опять поиграли, забыли). Затем с инструкцией «Смотри, как можно» я стала (без иглы!!!) нажимать шприцом на нужную зону. При этом я говорила «Кап, кап» (выбирайте ассоциации сами – просто мой ребенок хорошо знает, что именно так все капаетJ))

5.       5. Когда вы увидите что ребенок совершенно спокойно открывает руку и вы можете «скакать» шприцом по впадинке, можно считать, что клиент готов. Однако, остается проблема перевязки. Для этого вы кладете в ложбинку какой-нибудь предмет (мягкий, например, косметический спонж или просто ватный диск), берете его вторую руку и кладете ее на этот предмет с инструкцией «Держи». Это очень важный для десенсибилизации момент. Включение собственной руки для дополнительного ощущения способствует скорейшей обработке неприятного сигнала (вспомните, как мы сами трем ушиб), и сигнал непосредственно от повязки (от наличия в этом месте обременительного инородного предмета) быстрее прекращается – ребенок быстрее забывает о том, что там что-то есть. Ну, и кроме того приказ «Держи» как бы перекладывает ответственность на ребенка, и он стремится его исполнить.

6.       6. Остается зрелищный раздражитель. Я попросила медсестру поставить пальцы на вену таким образом, чтобы прикрыть от глаз ребенка саму точку входа иглы. Он только почувствовал укол, сделал «мммм», дальше у нас есть прием счета (я считаю до десяти в неприятных процедурах – он точно знает, что на «десять» все заканчивается – доедание опостылевшего супа, смывание шампуня с волос, стойка на одной ноге, приседания, сбор жетонов за учебу и тп. Растягивать счет вы можете сами как угодно) – на счет «десять» сестра вынула иглу.  (Надо сказать, что до начала забора сестра имела возможность у СПОКОЙНО сидящего и без малейшего напряжения показывающего ребенка посмотреть обе руки, потрогать вены, найти наиболее удачное место прокола, посему попадание было мгновенным, а пробирка наполнилась молниеносно). Наложила повязку. Он, сперва пытаясь ее содрать,  получил поручение «Держи», взялся другой рукой за локоть и через 3 минуты забыл про повязку.

Такой тренинг можно делать на любую известную вам медицинскую процедуру, которую избежать аутисту невозможно – лежать в барокамере, открывать рот у стоматолога, позволять себя прослушивать стетоскопом, простукивать у невропатолога, брать мазки изо рта и тп. Всем желаю успеха!

ПС На всякий случай добавлю, что предыдущий забор крови был почти год назад, дитя держало пятеро крупных людей, пережитый во время процедуры стресс (ребенка, про нас я молчу) сказался на его коже (вылез нейродермит) и, в общем, надо было этот вопрос решать как-то фундаментально, ибо дитятко подросло так, что семерых было бы мало при известных способностях аутиста сопротивляться. Ну вот, у нас получилось. 

ПСС Сниму замок, чтобы сделать ссылку в группу в ФБ. 



Tags: aba, анализы, сдаем кровь, советы "особому родителю"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments